Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Выбор иностранных студентов: летние школы вузов Проекта 5-100

27 августа 2018 года

Этим летом во многих российских вузах прошли короткие образовательные курсы для иностранных студентов. Университеты предлагали как лингвистические, так и тематические смены, во время которых студенты изучали самые разные дисциплины. Эксперты в сфере образования приходят к выводу, что формат летних школ не только позволяет будущим специалистам получать профессиональный опыт, но и работает на повышение престижа российского высшего образования за рубежом.

Потребность запуска летних школ вполне объяснима: Россия стремится интенсивно развивать международное сотрудничество в сфере образования и увеличивать число иностранных слушателей в вузах. Кроме того, летние школы в вузах нацелены на развитие экспортного потенциала программ на иностранном языке, интернационализацию и апробирование экспериментальных методик обучения.

С Востока на Запад

Львиная доля подобных летних школ пришлась на вузы, участвующие в Проекте 5-100. В этих университетах отмечают, что подобный формат позволил преподавателям получить опыт работы с международной аудиторией и повысить эффективность работы с иностранными студентами, приезжающими на программы бакалавриата и магистратуры.

География слушателей летних программ российских университетов расширяется с каждым годом: если раньше большинство иностранных студентов представляли страны СНГ и Азии, то сейчас интерес к российской науке растет среди западных молодых специалистов.

Так, наибольшее количество студентов, принимающих участие в летних программах Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), приезжают из Гонконга, Южной Кореи, США, Мексики и Германии. Наиболее высокий интерес к участию в летних школах Университета ИТМО проявляют студенты из Китая, Индии и таких стран Евросоюза, как Франция, Германия, Голландия и Болгария. Летние программы Казанского федерального университета (КФУ) привлекли в этом году слушателей из Великобритании, Германии, Италии, Боливии, Эквадора и Сирии. Такая статистика, как утверждают эксперты, свидетельствует о расширении направлений экспорта российского высшего образования и повышении его конкурентоспособности.

В то время как часть российских вузов проводит экспансию на Запад, другие университеты расширяют сотрудничество с азиатскими партнерами. Например, 40% из 700 иностранных студентов, принявших в этом году участие в летних программах Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), приехали из Китая и других стран Азии. Это также, по мнению экспертов, указывает на то, что России удалось расширить и диверсифицировать образовательный экспорт.

Также большое количество студентов прибыли в международную летнюю школу СПбПУ из США, Германии, Италии, Португалии, Мексики, Бразилии, Ирана, Малайзии и еще более чем из 30 государств: Международная политехническая летняя школа по-прежнему занимает лидирующие позиции среди технических летних школ России. В течение двух летних месяцев молодые люди изучали космические, энергетические и информационные технологии; гражданское строительство; русский язык и культуру; бизнес и менеджмент; пищевые технологии; точные и естественные науки. Впервые в рамках международной летней школы СПбПУ прошли модули «Нефть и газ в топливной промышленности», «Биомедицинская инженерия», «Урбанистика», «Логистика и управление цепями поставок» и «Молекулярная гастрономия», куда приехали не только студенты, но и практикующие специалисты. В учебно-образовательных целях студенты посетили широкий спектр компаний и предприятий, среди которых - Ленинградская атомная электростанция, российский завод Hyundai Motor, Радиоастрономическая обсерватория «Светлое» и др. Традиционно для чтения лекций СПбПУ принимал значительное число ведущих зарубежных специалистов - знаниями и опытом с участниками поделились профессора из Университета Массачусетс Лоуэлл (США), Лаппеенрантского технологического университета (Финляндия), Миланского политехнического университета (Италия), Лейбниц университета Ганновера (Германия) и многие другие.

На злобу дня: от кибербезопасности до экспериментов в космосе 

Чтобы оставаться конкурентоспособными на международном рынке, российские вузы разрабатывают образовательные программы, которые актуальны в эпоху цифровой экономики и всеобщей дигитализации. Так, VIII Международная российско-китайская летняя школа ВШЭ в этом году была посвящена вопросам взаимодействия России и Китая по направлениям, которые выходят за пределы традиционных областей сотрудничества (экономической, военно-политической). Основное внимание было уделено технологическому фактору, кибербезопасности, изучению аспектов цифровой экономики, медиапространства и социальных сетей.

На повышение конкурентоспособности российских вузов также работает сотрудничество с крупнейшими центрами развития технологий и инноваций. Томский государственный университет (ТГУ) организовал в июне летнюю школу «Большие данные и технологии будущего», в рамках которой были проведены лекции и семинары о трендах, методах и инструментах в области анализа данных. В качестве экспертов ТГУ привлек специалистов из Сколтеха, «Яндекса», московского офиса IBM и Rubius.

Эксперты отмечают, что с точки зрения экспортной привлекательности российского образования вузы РФ имеют сильные компетенции в медицине и космической отрасли. Например, в Сеченовском университете на постоянной основе действует Российско-Британская хирургическая школа, в которой принимают участие студенты Оксфордского и Кембриджского университетов.

Самарский государственный университет ежегодно проводит Международную летнюю космическую школу «Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе». Ее участники изучают современные программные средства проектирования наноспутников и их электронных систем, слушают лекции по актуальным вопросам создания таких спутников, получают навыки самостоятельной проектной работы, а также выполняют предпроектный анализ космической миссии, которая им формулируется заранее. При этом акцент делается на изучении технологий по созданию и использованию наноспутников класса CubeSat научно-образовательного назначения. Школа пользуется большой популярностью: если в 2017 году заявки на участие подали около 170 иностранных студентов, то в этом году их число превысило 200 человек. Интерес к школе обусловлен тем, что Самарский университет обладает уникальными компетенциями и имеет мировую известность в ракетно-космической, авиационной и радиоэлектронной областях. В вузе создан уникальный центр испытаний и комплексной отработки систем наноспутников, который вызывает большой интерес со стороны зарубежных университетов.

«Здесь русский дух…»

Российские вузы активно вовлечены в подготовку специалистов для ракетно-космической, авиационной, радиоэлектронной, металлургической, автомобильной и многих других отраслей. Однако помимо уникальных программ в таких сферах, как медицина и авиастроение, Россия традиционно «экспортирует» свой язык и культуру, и интерес к этой тематике растет с каждым годом. Количество участников программы «Россиеведение в реальной России» в Уральском федеральном университете (УрФУ) с 2010 года увеличилось в три раза.

Больше всего студентов приезжает из Китая, Италии, Норвегии и Германии. Приток немецких студентов объясняется тем, что летние школы, которые проходят в рамках программы, часто побеждают в международном отборе на получение стипендии Германской службы академических обменов (DAAD). Программы изучения русского языка и культуры «с погружением» также предлагают Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Самарский университет, Тюменский государственный университет (ТГУ) и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Летние бонусы

Выбор зарубежных студентов в пользу программ летних школ, предлагаемых ведущими вузами, основывается также на том, что по окончании курса им присваиваются международные кредиты (ECTS), которые могут быть зачтены студенту в его университете. В отдельных случаях «бонусом» для студентов становятся совместные статьи с преподавателями, перезачет курса при поступлении в магистратуру в принимающем вузе либо перезачет в направляющем университете.

Релевантность, востребованность и конкурентные преимущества летних программ подтверждаются и результатами исследования предпочтений целевой аудитории и особенностей рынка. Чаще всего иностранные студенты отмечают, что российская летняя школа – это набор комплексных образовательных проектов, включающих интенсивный языковой курс, образовательные модули по специальности, выездные лекции, нацеленные на динамичную всестороннюю интеграцию студентов, а также гибкий подход к содержанию учебного курса.

Большинству университетов удается адаптировать учебный процесс как под требования иностранных студентов, уже какое-то время изучающих русский язык как иностранный, так и под запросы только начинающих его изучение. Все это позволяет студентам получить максимально насыщенный и познавательный академический и туристический опыт и сделать их пребывание в России более привлекательным и информативным.