Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Технологическому предпринимательству быть!

01 августа 2018 года

Ведущие вузы страны, участники Проекта 5-100, уже не первый год демонстрируют знание особенностей обучения инновационной экономике, развивая предпринимательское мышление у студентов технических и естественно-научных специальностей, поступательно внедряя системы материальных и нематериальных стимулов для занятия научно-исследовательской деятельностью. В 2018 году наиболее успешный опыт формирования у студентов современных, востребованных и уникальных компетенций на стыке высоких технологий и экономического бизнес-моделирования будет распространен и в других университетах страны.

На протяжении последних нескольких лет в крупнейших российских вузах реализуются образовательные программы и учебные курсы, ориентированные на формирование предпринимательских компетенций у студентов, запускаются специальные проекты, в том числе базовые кафедры, центры предпринимательства, бизнес-инкубаторы, акселераторы, и выстраивается взаимодействие с бизнесом. Эти улучшения, к сожалению, пока незначительно отразились на результатах инноваций при сохраняющемся отставании таких направлений, как публикации, патентные заявки, инвестиции и инновационная продукция, поскольку подобная практика не является массовым явлением и не характерна для всех вузов. Среди слабых мест многих университетов эксперты чаще всего выделяют отсутствие команд, которые способны доводить университетские разработки до стадии коммерциализации.

Согласно данным, представленным в «Национальном докладе об инновациях в России», который был подготовлен РВК совместно с Министерством экономического развития, экспертами Открытого правительства и ведущими аналитическими центрами, значительными препятствиями для развития технологического предпринимательства являются малочисленность группы населения, которая готова принять на себя предпринимательские риски в технологической сфере, и невысокий уровень коммерциализации научных разработок.

По словам экспертов РВК, наибольшую активность в создании стартапов проявляют молодые люди в возрасте до 35 лет. Они также отмечают стабилизацию количества проектов в последние годы, указывая при этом на снижение их качественных характеристик. Для решения этой задачи РВК совместно с экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом ИТМО, вузом – участником Проекта 5-100, разработали специальный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство». Курс носит практический характер и включает изучение процессов разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, трансфера технологий и лицензирования, формирования стартапа и коммерциализации НИОКР, методов формирования команды проекта и разработки плана по выведению высокотехнологичного продукта на рынок.

На настоящий момент более 30 российских вузов включили курс в учебную программу 2018/2019 года, ожидается, что к 2020 году количество вузов-операторов достигнет 100, а обучение на курсе пройдут около 50 тысяч студентов. Появится он и в большинстве университетов – участников Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров («Проект 5-100»): НИЯУ «МИФИ», Самарском университете, Университете ИТМО, СПбПУ, БФУ им. И. Канта, Университете Лобачевского, ТГУ и ТПУ.

При этом многие университеты Проекта 5-100 не первый год реализуют мероприятия по продвижению и выведению инновационных разработок на рынок, а также развитию предпринимательского мышления у студентов технических и естественно-научных специальностей, что является важным условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда. Студенты осваивают основы коммерческого НИОКР, трансфера технологий и лицензирования, создания стартапа, маркетинга инноваций, дизайн-мышления и бизнес-моделей, коммерциализации передовых технологий и бизнес-планирования, управления жизненным циклом наукоемкой продукции, а также сами прорабатывают варианты коммерциализации предложенных результатов.

Задача вузов Проекта – подготовить специалистов, которые готовы сделать шаг вперед и мотивированы на достижение нового уровня знаний. Как правило, инженер недостаточно хорошо знает экономику, управление и маркетинг, но для того, чтобы разговаривать с людьми из мира бизнеса и представителями высокотехнологических компаний и корпораций, инвесторами, нужны общий язык, понимание специфики деятельности потенциального партнера. Именно таких специалистов «нового поколения» выпускают вузы Проекта.

Одним из флагманских проектов стал реализуемый рядом ведущих вузов новый для российского образования принцип защиты дипломов в виде стартапов. Впервые защита магистерской диссертации в таком формате прошла в Университете ИТМО в 2012 году. В 2017 году такой подход переняли и внедрили в ДВФУ и БФУ им. И. Канта.

Еще одной новой формой, которую предложили образовательной системе страны ведущие вузы Проекта, стало создание в 2013 году первой в России кафедры технологического предпринимательства МФТИ-РОСНАНО. Пионерами нововведения стали МФТИ, МИСиС и МИФИ. Образовательный проект, объединивший обучение в магистратуре этих университетов с одновременной работой в реальном проекте инновационной компании, реализуется на базе МФТИ и успешно развивается в рамках Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий. Таким образом, будучи официально трудоустроенными, студенты активно участвуют в создании новых технологических продуктов. Но образовательные технологии не стоят на месте, и уже в 2017 году МФТИ запустил первую магистратуру «Технологическое предпринимательство» в онлайн-формате. Программа онлайн-магистратуры, основанная на модели кафедры технологического предпринимательства МФТИ-РОСНАНО, позволяет получить знания по «проектированию», разработке и выводу на рынок высокотехнологичных продуктов и реализовать собственный бизнес-проект под руководством опытного тьютора и ментора программы.

В России работать над реальными бизнес-проектами университета и над собственными высокотехнологическими проектами студенты могут, выбрав программу «Инновационное предпринимательство» в Университете Лобачевского. Они могут выбрать один из трех вариантов: присоединиться к коллективу малой инновационной компании и получить опыт работы в маркетинге, финансовом планировании, бизнес-планировании, подготовке и подаче заявок на различные гранты; начать работу с научным коллективом «с нуля» и решать более привычные для научной среды задачи, но с уклоном в предпринимательскую деятельность, или запустить собственный высокотехнологический проект.

В вузах Проекта 5-100 также запускаются и реализуются специализированные программы технологического предпринимательства как в инновационной сфере, так и в области передовых производственных технологий. В 2018 году возможность развивать собственный стартап или присоединиться к уже существующим технологическим проектам крупных корпораций появилась у студентов магистратуры в СПбПУ. 1 августа вуз запустил международную магистерскую программу «Технологическое лидерство и предпринимательство» в области передовых производственных технологий. Среди ее преимуществ эксперты выделяют высокий уровень приглашенных российских и иностранных преподавателей, тренеров, бизнес-ангелов и приглашенных лекторов, а также стажировки в ведущих технологических компаниях и индивидуальные траектории обучения. Так, студенты могут выбрать наиболее подходящий им образовательный трек на английском языке: технологическое предпринимательство (включает акселерационную программу) или внутрифирменное предпринимательство. В Новосибирском государственном университете реализуются программы развития технологического предпринимательства в сфере биотехнологий, а в Томском политехническом университете готовят предпринимателей для машиностроительной отрасли.

Однако ведущие российские вузы предлагают комплексный подход к решению актуальных проблем российской инновационной экосистемы, работая над bottom-up решениями, среди которых вовлечение как школьников, так и студентов в предпринимательство, а также развитие технологического предпринимательства на законодательном уровне.

В настоящее время эксперты рабочей группы по вовлечению школьников и студентов в предпринимательскую деятельность предлагают популяризовать технологическое предпринимательство в вузах, обобщить методики работы в этом направлении и внести поправки в законодательство для облегчения процесса создания стартапов в университетах, а также предложить вузам поддерживать не только профессиональный и личностный рост студентов, но также и их амбиции в сфере бизнеса. Группа была создана в октябре 2017 года Экспертным советом по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Среди участников группы также представители четырёх университетов Проекта 5-100: ВШЭ, МФТИ, ИТМО и УрФУ.