Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В поисках новых инструментов оценки университетов

21 мая 2021 года

21 мая 2021 года Аналитический центр «Эксперт» провел круглый стол «Исследовательская и инновационная активность российских университетов: итоги рейтингов 2020 года и перспективы развития». В мероприятии приняли участие представители академического сообщества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, участники Проекта 5-100, представители других российских университетов. Ключевым моментом прошедшей в смешанном формате дискуссии стало обсуждение проблем поиска новых инструментов качественной оценки деятельности университетов в условиях расширения их функций. В фокусе экспертного обсуждения был поиск предложений по изменению методологий оценки университетов, применяемых в существующих сегодня рейтингах.

Актуальность прошедшей дискуссии определялась процессами, происходящими в российском высшем образовании и международном научно-образовательном пространстве: переходом от модели «Университет 2.0» к «Университету 3.0», а в ряде случаев к «Университету 4.0».

Возникшие в начале XXI века международные рейтинги университетов преимущественно оценивали две основные функции университета: образование и развитие науки. При этом рейтинги часто подвергались критике, в том числе и из-за отсутствия комплексной оценки (инструментов измерения) качества образования, которая могла быть применима ко всем университетам мира. 

В настоящее время существует множество международных и национальных рейтингов, которые различными способами оценивают эффективность деятельности университета по различным направлениям. Ряд рейтингов уже включает в своей методологии оценку третьей функции университета – трансфера технологий и коммерциализации разработок.  

Передовые университеты России и мира динамично отвечают на современные вызовы и становятся не только научно-образовательными центрами с широким спектром партнерств, но и выполняют еще одну значимую функцию. Они оказывают влияние на развитие общества, регионов и страны – то есть трансформируются в «Университеты 4.0». Для оценки этой четвертой модели пока что отсутствуют адекватные измерители, хотя некоторые рейтинги уже включают пробные метрики, оценивающие взаимодействие университета и общества. Дополнительную сложность привносит отсутствие четкой и однозначной трактовки «Университета 4.0» в экспертном сообществе.

Дмитрий Толмачев, директор Аналитического центра «Эксперт», представил участникам круглого стола предварительные итоги двух рейтингов российских университетов, разработанных Аналитическим центром «Эксперт» (исследовательское подразделение МХ «Эксперт») при методологической поддержке Уральского федерального университета. Рейтинг научной активности и рейтинг патентной активности составлены по обновленной методологии. Изменение набора индикаторов смещает акцент с количественного измерения на оценку качественных характеристик, которые оценивают следующие функции университета: развитие науки, трансфер технологий и коммерциализацию разработок. Полученные результаты могут служить основой для бенчмаркинга и корректировки стратегий развития университетов.

Руководитель Проектного офиса Проекта 5-100 Борис Филиппов рассказал об основных итогах реализации Проекта 5-100, а также об амбициозных вызовах и задачах новой программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030». Борис Филиппов подчеркнул, что участникам Проекта 5-100 удалось не только осуществить собственную качественную трансформацию, но и стать драйвером развития всей системы отечественного высшего образования, повышения ее глобальной конкурентоспособности и продвижения российской науки на мировой арене. Опыт реализации Проекта 5-100 учтен при разработке пришедшей на смену новой программы «ПРИОРИТЕТ-2030», основными целями которой являются увеличение вклада российских университетов в достижение национальных целей развития России, сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечение доступности качественного высшего образования в регионах РФ, предоставление возможностей для самореализации талантливой молодежи.

«Университет – организация, которая зачастую трудно поддается институциональным изменениям. Осуществление преобразований в сжатые сроки является еще более сложной задачей. Сегодня далеко не все российские университеты можно отнести к модели „Университет 3.0“, выполняющей функции образования, развития науки и трансфера технологий, коммерциализации. Но жизнь ставит более высокие планки. Теперь современный университет переходит к модели 4.0, когда он не просто участвует в развитии регионов и страны в целом, а становится одним из ключевых субъектов такого развития», – сказал Борис Филиппов.

Итоги предметного рейтинга научной продуктивности российских университетов (Рейтинга факультетов), а также рейтинга патентной активности российских вузов (Индекса изобретательной активности) по итогам 2020 года будут опубликованы Аналитическим центром «Эксперт» 7 июня 2021 года.