Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


XXVIII семинар-конференция Проекта 5-100: гринфилд как новое пространство для образования и науки

21 сентября 2019 года

20-21 сентября в ТюмГУ состоялся XXVIII семинар-конференция Проекта 5-100 «Научно-образовательный гринфилд как инструмент трансформации университета». 

В центре внимания ведущих экспертов в сфере высшего образования и науки, ректоров российских университетов, представителей компаний и органов государственной власти оказались вопросы, связанные с созданием и развитием принципиально новых образовательных институций – гринфилдов (от английского green field – зеленое поле). Гринфилды предполагают создание новой инфраструктуры и возможность для реализации проектов с нуля. От традиционных образовательных институций их отличают тематика, формат и организационные принципы.

Площадкой XXVIII семинара-конференции Проекта 5-100 стала Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ – принципиально новое научно-образовательное подразделение университета, которое открылось в 2017 году в рамках Проекта 5-100. Стратегическая цель школы – внесение вклада в мировую дискуссию о наиболее актуальных проблемах социального и гуманитарного знания, включая их пересечения с биологией и IT, и обеспечение уникального высококлассного образования для российских и зарубежных студентов.

«Проект 5-100 нас кардинально изменил. И если в начале пути у нас была дилемма: создавать гринфилды или идти мелкими шагами по всему фронту, то сейчас мы понимаем, что выбрали правильный гибридный путь. У нас созданы два гринфилда, но, кроме этого, происходят системные шаги по трансформации всего университета. Нам проект предоставил принципиальную возможность изменить университет, и мы ею воспользовались», – сказал ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Актуальные вопросы создания и развития гринфилдов, а также их потенциал стать внутренними драйверами трансформации университетов эксперты затронули в рамках сессии «Гринфилды в университете». Андрей Волков, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, научный руководитель Московской школы управления «СКОЛКОВО», выступивший в роли модератора дискуссии, особо отметил следующие гринфилды университетов Проекта 5-100: в ДВФУ – Школу цифровой экономики, в БФУ им. И. Канта – научно-образовательный центр «Фундаментальная и прикладная фотоника. Нанофотоника», в НГУ – Инженерную школу, в НИЯУ МИФИ – Инженерно-физический институт биомедицины, в НИУ ВШЭ – факультет компьютерных наук, факультет физики, факультет химии, в Университете ИТМО – Институт дизайна и урбанистики, в ТюмГУ – Школу перспективных исследований, в ТГУ – Высшую IT-школу, программу «Программная инженерия» и другие.

Волков подчеркнул, что создание новых институций с нуля не единственная возможность трансформации традиционных университетских практик. Так, помимо гринфилдов, ряд вузов Проекта 5-100 запустил так называемые браунфилды (от англ. brown field – возделанное поле), которые предполагают развитие уже освоенного пространства, модернизацию и повышение эффективности. Среди них показательными примерами являются: в НИУ ВШЭ – факультет коммуникаций, медиа и дизайна, в УрФУ – Гуманитарный институт, в ТГУ – Высшая школа журналистики, в ТюмГУ – Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO), в Университете ИТМО – факультет технологического менеджмента и инноваций.

Вице-президент одного из крупнейших мировых научных издательских домов Elsevier Марат Фаткуллин подчеркнул, что довольно часто трансформация в университетах происходит снизу вверх. Так, в 2016 году поездка одного из студентов Сеченовского Университета привела к созданию Российско-британского форума молодых медиков (UK-Russia Young Medics Conference), который проводится университетом совместно с Посольством Великобритании в России, ежегодно собирает более 500 участников, способствует привлечению международных грантов, а также дальнейшему развитию международного сотрудничества в области медицины. В свою очередь сотрудники НИЯУ МИФИ, сфокусировавшись на решении проблемы онкологии с точки зрения физики, диверсифицировали образовательные направления вуза и создали образовательную программу, основанную на иных принципах и моделях. «Еще один ведущий российский вуз, УрФУ, озадачившись проблемой неструктурированных данных из собственных систем, а также данных от коммерческих провайдеров, включая издателей, вышел с инициативой к компании Elsevier и организовал не только свой собственный гринфилд, но гринфилд внутри Elsevier на основании новой системы research operational system, которая сейчас тестируется и запускается», – сказал Марат Фаткуллин.

По мнению экспертов, переход к новым образовательным институциям и системная перестройка уже действующих образовательных организаций – сложная задача. С не меньшими вызовами сталкиваются и молодые университеты, например Высшая школа экономики. «Высшая школа экономики в целом – один большой гринфилд. Двадцать семь лет назад все начиналось с экономики и социологии, сейчас вуз реализует порядка 300 образовательных программ, 4 кампуса, 45 000 учащихся, порядка 50 образовательных направлений», – сказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Рощин поделился с участниками дискуссии основными наблюдениями, сделанными в ходе анализа деятельности вуза. Он отметил необходимость проверки гринфилда на масштабируемость, наличия механизмов адаптации гринфилдов и четких внутренних регламентов. Эксперт подчеркнул, что важно помнить о том, что такие структуры не могут существовать в изоляции, они должны взаимодействовать с внешним миром для наиболее продуктивного решения поставленных задач. 

По словам участников дискуссии, различные внешние факторы, включая технологические, могут способствовать развитию новых возможностей и трендов в образовательной сфере, которые могут развиваться параллельно с традиционной системой образования. «Например, рынок, связанный с технологиями онлайн-образования. Самая успешная специализация Вышки на Coursera входит в десятку мировых специализаций по computer science. Это другой рынок. Это не рынок упаковок основного образования, магистратуры, бакалавриата и прочего. Он вообще вне национальных границ. Там совершенно все по-другому», – отметил Сергей Рощин.

На сессиях и круглых столах семинара-конференции также говорили о том, что задачи по реализации гринфилдов стоят перед университетами в рамках создания научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ). Важным аспектом дискуссии стали также лежащие в основе исследовательских гринфилдов новые типы организации исследовательской деятельности, способные изменить сложившееся понимание задач, смысла и форматов исследовательской деятельности.

«Трудно представить себе университетскую жизнь в ближайшие годы без смелых и рискованных экспериментов строительства другого образования, других исследований, других технологических инноваций, того, что мы называем гринфилдом внутри университетов. Чисто эволюционным путем или модернизационной стратегией удачи нам не видать», – заключил Андрей Волков. 

Семинары-конференции Проекта 5-100 проводятся ежеквартально с целью оказания содействия в реализации программ повышения конкурентоспособности университетов Проекта 5-100 через обмен опытом, обсуждение наиболее успешных кейсов университетов, анализ достигнутых результатов и повышение компетенций сотрудников российских вузов. За годы проведения семинаров-конференций они стали масштабным форумом, признанной площадкой для презентации новейших решений, диалога и обмена опытом между представителями профессионального и экспертного сообществ, для тиражирования лучших практик университетов Проекта 5-100 среди десятков других российских вузов, делегаты которых участвуют в этих мероприятиях.

XXIX семинар-конференция Проекта 5-100 состоится· 18-19 ноября в РЭУ им. Г.В. Плеханова.