Публикационная активность России: что говорят Scopus и Web of Science?

05 апреля 2019 года

По данным на конец марта 2019 года, в прошлом году число публикаций российских ученых в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science Core Collection (WoS СС), превысило соответственно 98 000 и 75 800.

Напомним, что меры по увеличению публикационной активности принимаются, в частности, в рамках национального проекта «Наука». В нацпроекте сформулированы ключевые показатели, среди них - место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определенных приоритетами научно-технологического развития.

Данные Scopus свидетельствуют об усилении публикационной активности отечественных исследователей на протяжении последних 15 лет. Если за 2003 год в базу было включено 36 650 их работ, то за 2013– 49 702, а за 2017 – 89 449. Наиболее широко представлены следующие предметные области: физика и астрономия, инженерия, материаловедение, химия и математика. Самый высокий индекс цитирования (FWCI) имеют публикации по таким темам, как кварки, нейтрино, кондиционирование воздуха и вентиляция.

При этом, также по данным Scopus, цитируемость совместных публикаций российских и зарубежных исследователей превышает (иногда значительно) среднемировой показатель. Так, в 2017 году FWCI публикаций, опубликованных российскими учеными в сотрудничестве с коллегами из США, Великобритании и Китая, равнялся соответственно 2,56, 3,47 и 3,53. В 2018 году доля статей, подготовленных международными коллективами с участием российских ученых, составила 23,7% от общего числа российских публикаций в Scopus.

Перспективные исследования и разработки, в том числе, и в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, выстраивание и расширение взаимодействия университетов с производственными кластерами и высокотехнологичным бизнесом, интернационализация науки и образования в российских вузах реализуются в стране с использованием различных инструментов государственной поддержки. С 2013 года эти направления являются одними из приоритетных в рамках программы повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов. Предпосылкой для реализации Проекта 5-100 стал Указ Президента от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Последовательное всестороннее развитие группы ведущих вузов привело к ряду результатов и по части публикационной активности. Так, работы исследователей вузов, входящих в Проект 5-100, публикуются в журналах первого квартиля (Q1) чаще, чем работы их коллег в среднем по России. Также можно отметить, что как отдельные ученые, так и научные коллективы вузов–участников Проекта 5-100 проводят исследования совместно с другими участниками крупнейших международных экспериментов, вступают в существующие международные коллаборации, например, CMS, АТЛАС. Причем, это наиболее престижные эксперименты и исследования на LHC, DESY, FAIR, IceCube, ITER, KEK, NICA, RHIC. Государственная поддержка группе ведущих вузов помогает продвигать актуальные научные направления и развивать новые формы научно-технологического сотрудничества. По данным Scopus, актуальным на конец марта, в 2018 году доля статей, написанных учеными и исследователями из группы ведущих вузов совместно с зарубежными коллегами, составила 32%. Причем, усредненный индекс цитирования по вузам – участникам Проекта 5-100 выше среднероссийского. Так, число публикаций сотрудников университетов, входящих в 1% и 10% наиболее цитируемых научных публикаций в мире, увеличилось в 2018 году в сравнении с 2012 годом более чем в 6,5 раз (в соответствии с данными SciVal), доля в топ-10% высокоцитируемых публикаций университетов – участников Проекта 5-100 в общем количестве высокоцитируемых российских публикаций приближается к 50%, а в топ-1% превышает 50%.

В соответствии с данными аналитической платформы InСites от 11.03.2019, исследователи с российскими аффилиациями опубликовали за 2013–2018 годы 382 935 работ, что составило 2,4 % от общемирового массива научных статей (16 051 825) и обеспечило России 15-е место среди 223 стран, представленных в WoS CC. Отметим, что в приведенных показателях учитываются наиболее важные публикации в индексируемых WoS СС журналах по естественным, общественным и гуманитарным наукам.

В 2013–2018 годах первые пять мест в мире по количеству публикаций заняли следующие предметные области: электрическая и электронная инженерия (1 097 680), мультидисциплинарное материаловедение (749 256), мультидисциплинарная химия (573 685), онкология (560 751) и прикладная физика (538 860). Российская наука была наиболее широко представлена в сфере прикладной физики (31 105 статей), мультидисциплинарного материаловедения (23 386) и электрической и электронной инженерии (21 594).

В отличие от естественных и социальных наук, где Россия входит в круг лидеров по отдельным направлениям, в медицине и здравоохранении позиции страны менее заметны. Однако примечательно, что публикационная активность российских ученых в области медицинских наук за последнее десятилетие возросла – в полтора раза.

За 2013–2018 годы более 40% всего российского «публикационного потока» обеспечили организации РАН. Существенный вклад в продвижение российской науки в мире вносят и университеты - участники Проекта 5-100, на долю которых приходится практически треть всех российских публикаций за обозначенный период времени (30%).