Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Приоритетный порядок

11 июня 2021 года
Автор: Алексей Ходырев
Фото: Глеб Щелкунов / КоммерсантЪ
Источник: КоммерсантЪ

Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ. Впрочем, падение могло бы быть и большим, но на выручку вузам пришли онлайн-технологии.

Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») выпустило юбилейный, десятый рейтинг вузов России. В верхнем эшелоне обошлось без сюрпризов: пять лучших вузов страны сохранили свои позиции. Как и в прошлом году, возглавил рейтинг МГУ им. М. В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н. Э. Баумана опередил МГИМО и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.

Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. Если пять лет назад на одного научно-педагогического работника (НПР) топ-100 вузов России в среднем приходилось 0,20 публикации в год, то по итогам актуального рейтинга — уже 0,68 публикации, индексируемой в базе Scopus. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Рейтинг-лучших-вузов-России-RAEX-100-(2021-год)_ч1.jpg

Рейтинг-лучших-вузов-России-RAEX-100-(2021-год)_ч2.jpg

Рейтинг-лучших-вузов-России-RAEX-100-(2021-год)_ч3.jpg

Пандемия коронавируса не оказала заметного негативного эффекта на публикационную активность вузов. Даже напротив, в условиях, когда была остановлена работа многих лабораторий по всему миру, у ученых высвободилось время на подготовку публикаций на основе ранее полученных данных, отмечает руководитель лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники Университета ИТМО Сергей Макаров. «Научное сообщество стало больше использовать всевозможные онлайн-платформы для подготовки совместных научных публикаций, проведения обсуждений, вычислений и многих других процессов, которые ранее привычнее было проводить офлайн»,— отмечает Макаров.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы,— доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть — с 8,1% до 11,7%, притом что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло — сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат.

«Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тыс. участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых»,— сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков.

Топ-10-вузов-по-условиям-для-получения-качественного-образования.jpg

*Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: «уровень преподавания», «международная интеграция», «ресурсное обеспечение», «востребованность среди абитуриентов».

А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в офлайн-формате. В это же время отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечается интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая»,— говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.

Несмотря на то что вузы компенсировали негативное влияние пандемии за счет дистанционных технологий, из-за закрытия границ ощутимо сократилась средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом,— с 0,78% до 0,66%.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России — кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами — в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава в расчете на 100 студентов — длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год — период, когда пошли первые субсидии в рамках Проекта 5–100,— то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель ежегодно ухудшался, и к 2020 году (к которому отечественные вузы должны были повысить свою конкурентоспособность на мировой арене) данное соотношение снизилось до 6,94.

Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские» указы, требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.

Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. 

Топ-10-вузов-по-уровню-востребованности-выпускников-работодателями.jpg

*Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей «сотрудничество с работодателями» и «качество карьеры выпускников».

Еще одна негативная тенденция — на этот раз краткосрочная — снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. К слову, этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 млн до 130,7 млн руб. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов — один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн руб., тогда как средняя цифра для технических вузов всего около 100 млн руб.

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами. «Основные заказчики ДПО — это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников»,— говорит Рудской. Второй фактор — ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 году многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года»,— заключает Рудской.

Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом никогда не вернется к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России — как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы — когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в Проекте 5–100 с совокупным бюджетом свыше 80 млрд руб.

Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований — в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов Проекта 5–100 (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом вузы из Проекта 5–100 достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России (по данным Web of Science, среднегодовое количество у участников «5–100» составило 1,28 публикации против 0,30 в среднем по всем остальным вузам из топ-100, без учета МГУ и СПбГУ).

Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов — у вузов, участвовавших в программе «5–100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза — 2,82.

Топ-10-вузов-по-уровню-научно-исследовательской-деятельности.jpg

*Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: «научные достижения», «научно-исследовательский потенциал» и «исследовательская инфраструктура».

Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет-2030», которую Минобрнауки называет «самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России». В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в Проекте 5–100. Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн руб. в год (и это только базовая часть гранта, специальные выплаты могут быть больше). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы — транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году — сроку, на который рассчитана программа.


Андрей Яковлев, и.о. ректора Томского политехнического университета:

— Рейтинг лучших вузов России от RAEX — один из самых стабильных. Про каждый вуз из топа рейтинга можно с уверенностью сказать, что это действительно один из лучших российских университетов. При этом у каждого вуза есть своя особенность. Это вузы с мощной гуманитарной, инженерной, экономической школой. Но всех нас объединяют высокий уровень образования, результативные исследования и востребованность выпускников. И в каждом из этих направлений мы постоянно развиваемся. В исследованиях мы концентрируемся на глобальных задачах, где действительно может произойти прорыв на стыке разных дисциплин. Это, например, водородные технологии, краевые вычисления, инженерия здоровья. В образовании сегодня мы делаем ставку на подготовку системных инженеров, которые востребованы уже сейчас и будут востребованы через 50 лет.


Андрей Рудской, академик РАН, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):

— Мы пристально следим не только за нашим движением в международных рейтингах, но и за нашей конкурентоспособностью среди российских вузов. Нам приятно, что Политех крепко держится в десятке лучших российских вузов уже 5 лет и конкурирует действительно с самыми передовыми вузами страны.

Высокие позиции в авторитетном рейтинге RAEX, прошедшем в том числе аудит IREG Observatory, говорят о нашей способности обеспечивать качество знаний своим студентам, их востребованность на рынке труда и перспективы карьерного роста. В преддверии приемной кампании не лишне еще раз подтвердить это. Лучше, чем в прошлом году Политех показал себя в привлечении талантов: увеличилось почти на треть число победителей олимпиад, претендующих на то, чтобы учиться в СПбПУ, повысилось качество набора на платные программы. Мы планируем и дальше развиваться как вуз для лучших абитуриентов, предоставляющий образовательные программы мирового уровня, уникальные возможности по обучению на реальных производственных задачах, возможности участия в исследованиях, имеющих общероссийское и мировое значение.

Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/4849524