Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Политика коллабораций

02 июня 2021 года
Автор: Коммерсантъ
Фото: library.mmco-expo.ru
Источник: Коммерсантъ

В прошлом году завершился Проект 5–100, созданный для повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене. Он заложил прекрасный фундамент для нового проекта, который стартует в нынешнем году и называется «Приоритет-2030». Университеты, которые участвовали в «5–100», были полностью обновлены и прокачаны. Они должны были доказывать как на внутреннем, так и внешнем рынках свою конкурентоспособность, поэтому практически все университеты, участвовавшие в «5–100», полностью обновились. В них пришли новые кадры, и они были привлечены не только в лаборатории, которые были созданы в рамках проекта. В целом вся экосистема каждого университета, особенно если посмотреть на топ вузов, которые были вверху рейтинга «5–100», очень серьезным образом изменилась в лучшую сторону. Сейчас это полноценные научно-образовательные центры.

Важно, что вузы, участвовавшие в «5–100», не были сосредоточены только в Москве и Петербурге, а довольно равномерно распределены по всей стране вплоть до Владивостока. Сейчас они являются основой для дальнейшего роста. Перед программой «5–100» была реализована другая программа — по созданию сети федеральных университетов, этаких мегавузов. Это произошло уже более десяти лет назад, и тогда некоторые университеты создавались фактически с нуля. В итоге перед стартом проекта «Приоритет-2030» мы видим две матрицы: одна более старая, но в то же время актуальная, поддерживаемая регионами и губернаторами,— федеральные университеты. Вторая — экосистема, которая была создана в рамках программы «5–100». Они частично пересекаются, потому что ряд федеральных университетов тоже были участниками «5–100».

Сегодня перед Министерством образования стоит задача укрепить российские вузы и сделать их более продвинутыми с точки зрения науки. Поэтому ключевая задача проекта «Приоритет-2030» — создать примерно 100 университетов, большая часть которых будет укреплена, усилена в научном направлении. В вузах в ходе программы должны появиться коллаборации с академическими институтами, хорошие лаборатории, в них должны прийти молодые ученые.

Те вузы, которые победят в проекте «Приоритет-2030», также должны будут развивать более тесную связь с бизнесом (как с крупными корпорациями, которые работают на территории всей России, так и с малыми и средними региональными компаниями). В первую очередь речь идет о том, чтобы специалисты, которых такие вузы будут выпускать, готовились в течение всего периода обучения в тесном контакте с бизнесом. Бизнес должен присутствовать и на этапе проектирования программ, и на этапе обучения студентов, и, конечно, важно, чтобы выпускники потом уходили не в пустоту, а оставались у себя в регионе работать в этих компаниях. Программа «Приоритет-2030», естественно, изменит всю систему высшего образования в России. Сегодня в стране около 700 вузов, а в программу попасть смогут всего 100 из них.

Те университеты, которые не войдут в «Приоритет-2030», начнут укрепляться через партнерство с победителями проекта, входить в проекты научно-образовательных центров мирового уровня. Появятся и вузы, которые не справятся с конкуренцией и будут просто выпадать с рынка, и это тоже закономерность. Думаю, ключевой тут является позиция губернатора, который может поддержать вуз на своей территории без оглядки на его федеральную подчиненность.

Ключевой тренд сегодня — индивидуализация образования. Массовое прочерчивание индивидуальных траекторий в высшем образовании появится независимо от того, будет это направление в приоритете госполитики или нет. ИОТ по своей сути отвечает требованиям нового поколения. Сейчас люди во всем мире уже формируют себе образование по кусочкам, проходя небольшие курсы, программы. Это тоже отдельные аспекты индивидуализации. В ведущих университетах мира активно внедряется строительство индивидуализации, и этот тренд будет только усиливаться. В нашей стране будет тоже появляться все больше авторского высшего образования.

Также в наши вузы приходит цифровизация, и вместе с ней повышается их удобство и мобильность. Цифровой трансформации образования не стоит бояться. Без всякого сомнения, никто не собирается кидаться в крайности и, например, полностью переводить обучение студентов в дистанционный формат. Но в период пандемии в стране была создана система онлайн-обучения, которая полноценно может ответить на подобные вызовы. Я думаю, после пандемии формат смешанного обучения, то есть частично очного, частично дистанционного, сохранится.

Этой весной по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко в вузах также дан старт формированию новой должности цифровых проректоров. Это логично, ведь у каждого университета сейчас такая масса задач с точки зрения цифровой трансформации, что без опытного руководителя этими процессами сложно обойтись. Вузам нужно сейчас фактически все процессы перевести в «цифру». То, что сегодня там собирается в виде бумажек на полках, нужно перевести в электронный формат, чтобы создать «цифровой след» каждого студента. Конечно, чтобы эти процессы шли системно, нужны цифровые проректоры, которые их будут модерировать.

Второе направление, которое сегодня активно поддерживает государство в рамках нацпроекта «Наука и университеты»,— создание научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Сегодня в стране уже созданы десять НОЦ, они объединяют 20 регионов, очень скоро появится еще пять. Это объединения университетов, ведущих ученых, компаний, корпораций.

Если кратко характеризовать государственную политику в сфере высшего образования и науки на ближайшие годы, я бы ее назвал политикой коллабораций. Все основано на очень тесном взаимодействии университетов, академической науки, бизнеса и государства в лице губернаторов.

Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/4828806